Исследование влияния поведенческих факторов инвесторов на формирование пузырей на рынке ценных бумаг
Ключевые слова:
поведенческие факторы, инвесторы, пузыри, рынок ценных бумаг, влияниеАннотация
Целью данного исследования является анализ влияния поведенческих факторов инвесторов на формирование пузырей на рынке ценных бумаг с акцентом на объяснение механизмов их возникновения. В работе используется структура IMRAD (введение, методология, результаты, обсуждение), чтобы систематизировать исследование и предложить теоретическое и эмпирическое объяснение рассматриваемого феномена. Во введении описывается актуальность изучения поведенческих аспектов финансовых рынков, поскольку нерациональные действия инвесторов часто выступают катализаторами нестабильности на рынке и вызывают формирование ценовых пузырей. Отмечается необходимость изучения факторов, таких как чрезмерный оптимизм, страх упущенной выгоды (FOMO), стадное чувство и эмоциональные реакции, которые могут приводить к значительным отклонениям от фундаментальной стоимости активов. Методология исследования основана на проведении эмпирической оценки данных финансовых рынков, а также моделировании поведения инвесторов с использованием агентных моделей. Используются данные по историческим биржевым пузырям, что позволяет провести сравнительный анализ поведения инвесторов в различное время. Применение регрессионного анализа и моделирования дает возможность выделить ключевые поведенческие факторы, вносящие наибольший вклад в создание рыночных отклонений. В разделе результатов приводятся ключевые выводы: показано, что существование и развитие пузырей тесно связано с поведенческими аномалиями инвесторов. Основными триггерами выступают иррациональные ожидания роста цен на активы, сиюминутное поведение и недостаточная оценка рисков. В обсуждении делается акцент на мере, в которой эти результаты могут быть использованы для улучшения регулирования финансовых рынков и поведения участников, а также предложены возможные механизмы для снижения влияния поведенческих факторов на нестабильность рынков. Заключение подводит итоги, подчеркивая важность управления поведенческими рисками для предотвращения пузырей на финансовых рынках.
Библиографические ссылки
Ващенко Т.В. Как непрофессиональные инвесторы создают финансовые пузыри на фондовом рынке // Финансовый менеджмент. 2021. № 3. С. 85-93.
Ермолаев К.Н., Адашкевич А.В., Подгорский Д.А. Оценка поведения инвесторов на фоновом рынке в условиях неопределенности // Экономика и предпринимательство. 2023. № 4(153). С. 754-760.
Зайцева Е.Д., Лысова Е.Г. Исследование поведения потребителей при выборе коммерческого банка // Молодые ученые – развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). 2022. № 1. С. 653-655.
Зеленюк, А.Н., Кириллов В.Н., Орлова Г.А. Влияние рынка ценных бумаг на развитие экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 8. С. 76-85.
Леонтьев А.В., Летягин П.И., Дейнека О.С., Ткачева Л.О. Влияние фрейминг-эффекта на принятие решения потенциальных инвесторов: результаты окулографического эксперимента // Российский психологический журнал. 2023. Т. 20. № 4. С. 153-166.
Матвеева И.Ю. Индивидуальный инвестор на рынке ценных бумаг. Основы эффективного инвестирования // Экономика и предпринимательство. 2021. № 7(132). С. 1335-1338.
Осмоловец С.С. Поведенческие факторы деятельности инвесторов и их значение в развитии финансового рынка Республики Беларусь // Сибирская финансовая школа. 2022. № 1(145). С. 24-31.
Переверзева А.А. Инвестиционное поведение физических лиц на финансовом рынке: факторы и индикаторы количественной оценки // Финансы, деньги, инвестиции. 2021. № 1(77). С. 18-24.
Чикин И.Д., Балян С.А., Драгуленко В.В. Моделирование эффекта «толпы» на финансовых рынках // Экономика и предпринимательство. 2023. № 10(159). С. 1095-1098.
Шитова М.А. влияние средств массовой информации на поведение участников фондового рынка // Архонт. 2024. № 1(40). С. 127-131.