Исследование влияния византийского искусства на формирование стиля Альфонса Мухи в контексте европейской истории искусства
Ключевые слова:
византийское искусство, Альфонс Муха, стиль, европейская история, влияние.Аннотация
Статья посвящена изучению влияния византийского искусства на творчество и стиль Альфонса Мухи – одного из наиболее выдающихся представителей модерна. Автор подчеркивает, что, несмотря на обширные исследования творчества Мухи, данный аспект остается недостаточно изученным. Византийское искусство, с его уникальными эстетическими и духовными характеристиками, оказало значительное влияние на многие направления европейского искусства, в том числе на формирование модерна. Целью исследования является выявление конкретных заимствований и взаимосвязей, а также их интерпретация в общей культурно-исторической перспективе. В работе применяется междисциплинарный подход, включающий историко-искусствоведческий, сравнительный и культурологический методы. Анализируется ряд произведений Альфонса Мухи с точки зрения их композиционных решений, использования цвета, символики и орнаментальных элементов. Параллельно проводится сопоставительный анализ с византийскими мозаиками, иконописью и другими художественными формами. Исследование выявило ярко выраженные черты византийского арт-влияния на произведения Мухи, проявляющиеся в использовании декоративных орнаментов, сложных цветовых решений и иератического строя изображений. В изобразительных работах Мухи прослеживается тяготение к симметрии, стилизованности форм, а также символическому акценту на духовной идее. Отдельное внимание уделено схожести структурных элементов композиций, способу изображения женских фигур и декорациям, что соотносится с культурным наследием Византии. Автор статьи подчеркивает, что влияние византийского искусства на творчество Мухи проявляется не только на формальном уровне, но и в передаче идейного содержания. Это особенно важно в контексте ментальных и эстетических процессов рубежа XIX-XX веков, когда происходил синтез различных художественных традиций. Работа доказывает значимость византийского искусства в формировании художественного языка Альфонса Мухи и способствует глубокому пониманию культурного взаимодействия, определяющего развитие модерна в европейском искусстве.
Библиографические ссылки
Алексеева Г.В. Механизмы адаптации византийского искусства в древней Руси и их значение для православной культуры стран АТР // Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай – Корея – США – Австралия – Россия: мат. Межд. науч. конф. (27 мая – 03 июня 2012 г., Владивосток). Владивосток: Дальнаука, 2012. С. 35-43.
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к Истине, 1991. 407 с.
Комков А.А. Влияние византийской духовной культуры на становление древнерусской эстетической мысли и художественной практики. дисс. … канд. фил. наук. Саранск, 2004. 22 с.
Малышева А.А. Диалог Анри Матисса с эстетикой Византии в контексте проблемы взаимодействия европейской живописи ХХ века с восточной культурой // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. 2021. № 57. С. 207-214.
Мелешкина Е.А. Инструментальное искусство эпохи Возрождения и его роль в становления светской музыкальной культуры // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. Т. 3. М.: Российский государственный социальный университет, 2015. С. 238-241.
Попова О.С. Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI века и его дальнейшая судьба // Византийский мир. Искусство Константинополя и национальные традиции: сб ст. К 2000-летию христианства. Памяти О.И. Подобедовой (1912-1999). Под. ред. М.А. Орлова. Государственный институт искусствознания. М.: Северный паломник, 2005. С. 175-204.
Попова О.С. История византийского искусства в Московском университете // Византийский временник. 2008. Т. 67. № 92. С. 318-321.
Райс Д.Т. Источники византийского искусства // Наука и искусство в пространстве культуры: сб. науч. тр. Министерство образования и науки Российской Федерации. Т. 1. СПб.: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2004. С. 353-363.
Сысоев С.В. Актуальность визуальных кодов византийской эпохи в искусстве создания одежды и образа начала 21 века // Культура и цивилизация – 2017. Т. 7. № 4A. С. 536-550.
Эльфонд И.Я. Влияние византийской художественной традиции на становление и развитие искусства сопредельных стран // Межрегиональные Пименовские чтения. 2011. № 8. С. 463-471.