Исследование методов адаптивного скользящего режима управления для повышения эффективности вентильных двигателей в промышленных приложениях
Ключевые слова:
адаптивный режим, скользящий режим управления, вентильный двигатель,, управление двигателем, электродвигательАннотация
Статья посвящена разработке и анализу адаптивного скользящего режима управления синхронного вентильного двигателя (СВД). Исследование рассматривает важность создания эффективных и надежных систем управления для СВД, используемого в промышленности, транспорте и иных приложениях с акцентом на необходимости адаптации и повышения устойчивости управления при изменяющихся нагрузках и внешних возмущениях. Аспект актуален для развития современных электроустановок и достижений в области электромеханики. В статье детально рассмотрено применение скользящего режима управления (СРУ) для СВД; описаны базовые принципы СРУ, обеспечивающие высокую устойчивость и быстродействие системы. Представлены алгоритмы адаптации в реальном времени, направленные на корректировку параметров СРУ для учета изменений в динамике системы и внешних факторов. Использованы математические модели для формулировки и анализа адаптивных алгоритмов, что позволяет значительно уточнить данные и повысить точность предсказаний. Представлены графики и таблицы, иллюстрирующие динамическое поведение СВД при различных режимах работы и возмущениях, а также результаты моделирования и экспериментальных исследований, проведенных для подтверждения эффективности предложенного адаптивного СРУ. Проведено сравнение с традиционными методами управления, что позволяет увидеть преимущества адаптивного подхода для быстродействия, устойчивости и экономичности. В статье обобщены полученные результаты, подчеркнуто достижение значительного улучшения характеристик управления СВД благодаря применению адаптивного скользящего режима, даны рекомендации по практическому применению и включению разработанных методов в существующие промышленные процессы. В заключении обозначены перспективы дальнейших исследований и возможные пути оптимизации предложенной методики.
Библиографические ссылки
Гребенкин А.В., Кербер О.Б., Лушников А.А. Применение технологии виртуальных летных испытаний в исследовании энергетических методов траекторного управления // Навигация и управление летательными аппаратами. 2021. № 2(33). С. 18-51.
Иванов К., Сұлтан А., Койлыбаева Р. Кинематический и силовой анализ адаптивного зубчатого вариатора с дополнительной фрикционной связью // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2022. № 2(121). С. 219-229.
Иванов П.Ю., Дульский Е.Ю., Корсун А.А., Осипов Д.В. Алгоритм адаптивного управления тормозным нажатием пассажирского подвижного состава // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2022. № 5. С. 60-64.
Мэн, Ц. Адаптивное управление в скользящем режиме углом поворота вала двигателя / Ц. Мэн, К. А. Неусыпин // Автоматизация. Современные технологии. 2024. Т. 78. № 5 С. 195-200.
Олейников К.А., Заруцкая Т.А. Синергетический синтез адаптивного закона управления силовой установкой электромобиля с синхронным двигателем // Практическая силовая электроника. 2022. № 2(86). С. 42-48.
Похачевский А.Л., Селиверстова В.В., Глушкова Е.П. Адаптационное обеспечение физического качества «выносливость» // Теория и практика физической культуры. 2021. № 1. С. 19.
Сиухин А.А., Карпушкин С.В., Алексеев В.В. Построение модели системы адаптивного управления средствами имитации нагрузок беговых тренажеров // Системы управления и информационные технологии. 2021. № 3(85). С. 88-94.
Ivanov K.S., Alipbayev K.A., Kosbolov S.В., Yermoldina G.T. Adaptive Transmission for unmanned mobile system / // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2021. No. 4(119). рр. 133-141.