Формирование экологической этики через язык и литературу: филологические подходы к экологическому воспитанию
Ключевые слова:
экологическая этика, язык, литература, филологические подходы, экологическое воспитание.Аннотация
В условиях усиливающихся экологических проблем современности возрастает роль экологического воспитания в формировании сознательного подхода к окружающей среде. Одним из эффективных инструментов формирования экологической этики является язык и литература, которые способствуют развитию экологически ответственного мировоззрения. В статье рассматриваются филологические подходы, позволяющие интегрировать экологические аспекты в образовательный процесс. Исследование выполнено на основе междисциплинарного анализа. Использовались такие методы, как контекстный анализ литературных произведений с экологической тематикой, анализ текста на уровне лексики, а также педагогические приемы, направленные на усиление восприятия экологических проблем через литературу. Привлечен сравнительный анализ текста произведений различных авторов для выделения наиболее ярких примеров формирования экологической этики через литературу. Выявлено, что использование художественных текстов с экологической направленностью способствует воспитанию заботы о природе через эмоциональную вовлеченность читателя. Язык произведений, насыщенный экологически окрашенной лексикой и метафорами, усиливает восприятие проблемы. Большое значение имеет прямое обращение автора к вопросам экологии через образы природы, часто функционирующие как символы гармонии или предупреждения. Примеры из литературы, таких как творчество К. Паустовского, Г. Тукая, Дж. Торо, эффективно демонстрируют влияние языковых средств на формирование ценностного восприятия природы. Результаты исследования подчеркивают значимость комплексного подхода в экологическом воспитании, где язык и литература представлены как важные инструменты осознания человеком своей роли в системе природы. В учебной практике рекомендуется включение литературных текстов с экологической тематикой и практических заданий, направленных на критическое обсуждение экологических проблем. Проведенное исследование подтверждает, что язык и литература являются мощными средствами формирования экологической этики. Их использование в образовательной деятельности способствует развитию у учащихся экологического самосознания и восприятию природы как важнейшей ценности.
Библиографические ссылки
Асельдерова Р.О. Культура языка в контексте экологии культуры // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: мат. Регион. науч.-прак. конф., посв. Дню славянской письменности и культуры (26 мая 2023 г., Махачкала). Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, 2023. С. 31-35.
Безрукова В.С. Формирование экологической культуры у обучающихся в урочной деятельности по биологии // Образование-2030. Учиться и действовать: мат. IX Всерос. конф. по экол. обр. (25-28 октября 2023 г., Москва). М.: Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, 2023. С. 45-49.
Галькиева З.Х. Формирование экологического мировоззрения студента на занятиях по иностранному языку через учебное пособие «Ecological english» // Современное состояние и перспективы производства и переработки сельскохозяйственной продукции и продуктов питания: мат. Нац. науч.-практ. конф. с межд. уч. (15 марта 2024 г., Оренбург). Оренбург: Изд-во PROофис, 2024. С. 977-980.
Гроховская И.А. Экологическое воспитание и просвещение школьников на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе // Проблемы повышения эффективности научной работы в оборонно-промышленном комплексе России: мат. VII Всерос. науч.-прак. конф. (11-12 апреля 2024 г., Знаменск). Астрахань: Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, 2024. С. 353-355.
Душиева Л.Р., Оказова З.П. О сущности понятия «экологическое образование» // Инициативы молодых – науке и производству: сборник статей VII Всерос. науч.-прак. конф. мол. уч. и студ. (8-9 июля 2024 г., Пенза). Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2024. С. 165-167.
Калмыкова О.В. Формирование экологической грамотности в системе дополнительного образования в рамках кружка «Экологическая культура и здоровье человека» // Образование-2030. Учиться и действовать: мат. IX Всерос. конф. по экол. обр. (25-28 октября 2023 г., Москва). М.: Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского, 2023. С. 165-167.
Левкина Г.В., Богданова Е.А. Методы экологического просвещения в школах и вузах // Среда, окружающая человека: природная, техногенная, социальная: мат. XIII Межд. науч.-прак. конф. (26 апреля 2024 г., Брянск). Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2024. С. 214-217.
Лихачев С.В. Образование, воспитание и просвещение как основа формирования экологической культуры // Синтез науки и образования в решении экологических проблем современности – 2024: мат. Межд. науч.-практ. конф., посв. Всемирному дню охраны окружающей среды (4 июня 2024 г., Воронеж). Воронеж: Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, 2024. С. 191-196.
Тилавова Н.Т. Взгляды восточных ученых и известных педагогов на экологическое воспитание детей // Педагогическая диагностика: история, теория, современность: мат. III Межд. науч.-прак. конф. (29 марта 2024 г., Таганрог). Ростов-н/Д.: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2024. С. 396-402.
Якунчев М.А., Антонов В.В. Возможности учебного материала национальнорегионального содержания для формирования экологической грамотности обучающихся общеобразовательной школы // Образование-2030. Учиться и действовать: мат. IX Всерос. конф. по экол. обр. (25-28 октября 2023 г., Москва). М.: Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, 2023. С. 371-374.