Внедрение адаптивных алгоритмов машинного обучения для повышения эффективности автоматизации добычи и переработки углеводородов в условиях Арктического региона
Ключевые слова:
адаптивные алгоритмы, машинное обучение, автоматизация, углеводороды, Арктический регион.Аннотация
Современные вызовы добычи и переработки углеводородов в Арктическом регионе связаны с экстремальными климатическими условиями, удаленностью месторождений и ограничениями традиционных технологий. В подобных условиях использование адаптивных алгоритмов машинного обучения (МО) становится важным инструментом для повышения эффективности автоматизированных процессов. Цель работы – исследовать возможности внедрения адаптивных алгоритмов МО в процессы добычи и переработки углеводородов, а также оценить их вклад в повышение эффективности этих операций. Для достижения поставленной цели была предложена методология, включающая разработку, тестирование и внедрение адаптивных алгоритмов машинного обучения. Основное внимание уделялось обработке больших данных, поступающих с отраслевых сенсоров, и разработке моделей предиктивной аналитики. Для анализа использовались методы глубокого обучения, нейронные сети и алгоритмы кластеризации. Экспериментальная база моделей строилась на данных компаний, осуществляющих добычу в Арктическом регионе. Исследование показало, что адаптивные алгоритмы машинного обучения позволяют значительно оптимизировать процессы добычи и переработки углеводородов. Например, точность прогнозов при моделировании работы оборудования повысилась на 25%, что позволило избежать незапланированных простоев. Кроме того, были получены алгоритмы, способные адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, что критично для работы в Арктике. Применение машинного обучения выявило потенциал для значительного сокращения эксплуатационных расходов, повышения надежности технических систем и минимизации экологических рисков. Однако исследование также подчеркивает необходимость дополнительных инвестиций в инфраструктуру и роста квалификации персонала для успешного внедрения технологий. Адаптивные алгоритмы машинного обучения открывают новые возможности для автоматизации добычи и переработки углеводородов в экстремальных условиях Арктики. Их внедрение способствует повышению производительности, снижению эксплуатационных рисков и устойчивости отрасли к изменяющимся условиям.
Библиографические ссылки
Бреднев А.С., Вербина Е.К. Персонализированное обучение в школе профессионально-технического образования АО «Арктикморнефтегазразведка»: от идеи до реализации // Нефтяное хозяйство. 2024. № 1. С. 6-9.
Гулевич А.И. Использование машинного обучения и искусственного интеллекта с целью повышения эффективности операций в области добычи нефти и выявления новых месторождений // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 104-13. С. 45-47.
Заключнов И.С., Путилов И.С. Опыт применения инструментов машинного обучения для прогноза нефтяных коллекторов по геолого-геофизическим данным // Геофизика. 2023. № 5. С. 31-36.
Исмагилова З.Ф., Пристов М.А., Шайхетдинов Р.И. Применение алгоритмов машинного обучения для замены компонентов интегрированной модели нефтегазового месторождения // Нефтяная провинция. 2023. № 4-2(36). С. 282-298.
Кириллов П.А. Адаптивное обучение с использованием искусственного интеллекта // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 4. С. 77-81.
Кудинова Т.В. Эволюция адаптивных методов обучения: аспекты внедрения технологий искусственного интеллекта // Современное педагогическое образование. 2024. № 5. С. 296-300.
Матвеев А.В., Парамонов А.И. Алгоритм работы системы адаптивного образования на основе выбора индивидуальной траектории // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2023. Т. 1. С. 450-452.
Михайлов Ю.Ф., Назаренко А.В. Обзор направлений интеллектуализации электронных образовательных ресурсов на основе создания адаптивных алгоритмов // Известия Института инженерной физики. 2022. № 4(66). С. 102-106.
Сорокопуд М.С. Адаптивное обучение современный тренд в образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. Т. 4. № S(90). С. 115-117.
Старцев В.А., Буслаев Г.В., Коноплянников А.В. Анализ опыта применения методов машинного обучения при бурении нефтяных и газовых скважин // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. 2023. № 9(369). С. 15-24.