Двойственность внутреннего и международного культурных нарративов России: кинематографический анализ российских фильмов в европейском восприятии (2021-2023)
Ключевые слова:
российское кино, культурная дипломатия, зрительское восприятие, мягкая сила, теория кодирования/декодирования, геополитические нарративы, российская культурная идентичность, европейская рецепция, международный имидж России.Аннотация
В этой статье рассматривается дихотомия между внутренним культурным нарративом России и ее международной культурной дипломатией, выраженная в российских фильмах, вышедших в прокат в период с 2021 по 2023 год, с акцентом на «Последнем рубеже» («Последний рубеж», 2020) и «Без оглядки назад» («Без границ», 2021) за их патриотический характер. послание, адресованное внутренней аудитории: «Дорогие товарищи!» («Дорогие друзья!», 2020) и «Капитан Волконогов сбежал» («Капитан Волков бежал», 2021) за их более интроспективные рассказы, представленные международным зрителям. В этой статье мы попытаемся рассмотреть, как эти фильмы помогают поддерживать преемственность России в мировой культуре и укреплять единство изнутри. Опираясь на теорию кодирования/декодирования зрительского восприятия Стюарта Холла и концепцию мягкой силы Дж. NYE, в статье исследуется, как европейцы воспринимают эти фильмы на фоне геополитической напряженности. Это был тот самокритичный импульс русской культуры, который позволил ей внутренне скорректировать эвфемизмы, неуместный героизм и ностальгию, которым она предается по сей день; баланс с глобальными проекциями еще не полностью утрачен.
Библиографические ссылки
Beumers B. A history of russian cinema. Berg: Berg Publishes, 2008. 336 p.
Condee N. The imperial trace: recent russian cinema. Oxford: Oxford University Press, 2009.
Hall S. Encoding and decoding in the television discourse. Birmingham: Centre for Cultural Studies, University of Birmingham, 1973.
Kenez P. Cinema and Soviet Society, 1917-1953. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 281 р.
Nye J. Soft рower: The means to success in world politics. NY: Public аffairs, 2004. 208 р.
Straubhaar J.D. Beyond Media imperialism: asymmetrical interdependence and cultural proximity // Critical studies in mass communication. 1991. Vol. 8. № 1. pp. 39-59.
Woll J. Real Images: Soviet cinema and the Тhaw. L; NY: I.B. Tauris, 2000. 267 р.