Семантические признаки фразеологических единиц английского языка, обозначаюшие негативные эмоции
Ключевые слова:
семантические признаки, фразеологические единицы, английский язык, негативные эмоции, значенияАннотация
Статья посвящена исследованию семантических особенностей фразеологических единиц (ФЕ) английского языка, обозначающих негативные эмоции. Изучение ФЕ, отражающих эмоциональные состояния, является актуальной задачей современной лингвистики, так как фразеология играет ключевую роль в понимании культуры, менталитета и эмоционального восприятия носителей языка. Основное внимание уделено анализу функциональных характеристик этих единиц, их семантической структуре и способу выражения негативных эмоций. В рамках исследования использовался дескриптивный и контекстуальный анализ, а также метод компонентного анализа. Материалом исследования послужили фразеологические словари английского языка, а также примеры из художественной литературы и СМИ. Исследование проводилось с учетом культурной специфики, когнитивных и семантических аспектов, по которым фразеологизмы формируют и передают эмоциональные значения. Анализ показал, что фразеологические единицы, связанные с негативными эмоциями, содержат устойчивые образы и метафорические компоненты. Наиболее частотными оказались метафоры, основанные на телесных ощущениях (например, trembling with fear), зооморфизме (например, crocodile tears) и природных явлениях (storm of anger). Формирование значения таких единиц завязано на универсальных эмоциональных концептах, однако их конкретная реализация может варьироваться в зависимости от культурного контекста. Были выделены основные лексико-семантические группы негативных эмоций: страх, гнев, печаль, раздражение. Результаты исследования подтверждают, что фразеологические единицы, обозначающие негативные эмоции, являются важнейшим элементом лингвистического и культурного кода. Их изучение способствует углубленному пониманию эмоциональной окраски выражений и помогает более точно интерпретировать значение фраз в межкультурной коммуникации. В дальнейшем предполагается расширение исследования за счет привлечения сравнительного материала из других языков.
Библиографические ссылки
Афонская Е.А. Реализация культурного кода во фразеологизмах, выражающих положительные эмоции в английском языке // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2024. Т. 2. № 16-2. С. 219-224.
Йовенко А.С. Семантика фразеологических единиц, выражающих положительные и отрицательные эмоции в английском языке // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2024. Т. 2. № 16-2. С. 261-264.
Королев С.В. Психоэмоциональное состояние человека через призму английской фразеологии // Когнитивные исследования языка. 2022. № 4(51). С. 701-705.
Куличенко Ю.Н., Королевская Е.М., Белоножко Н.Д. Языковая репрезентация эмоционального состояния субъекта в русской и английской фразеологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. № 8. С. 2478-2483.
Матвеева Н.В., Мухина Н.Б. Специфика аксиологической составляющей в английских соматических фразеологизмах // Филология: научные исследования. 2022. № 1. С. 51-65.
Пузакова М.Д. Семантика фразеологических единиц со значением психоэмоционального состояния человека в немецком и русском языках // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2023. Т. 2. № 15-2. С. 239-241.
Степанова Е.Д. Фразеологизмы как средства выражения эмоций в английском и русском языках в когнитивном аспекте // Филологический аспект. 2023. № 5(97). С. 214-220.
Трофимова Е.В., Караянова А.Э. Семантика эмотивных фразеологизмов, основанных на метафоре, в английском и русском языках // The study of German, Romance and Comparative. 2022. Т. 18. № 2(56). С. 131-140.
Чернышева А.М. Репрезентация эмоционального состояния человека во фразеологических единицах английского языка // Когнитивные исследования языка. 2024. № 1-2(57). С. 133-136.
Шарифуллина А.Д. Семантические особенности фразеологических единиц // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94-3. С. 76-79.